Форумы Серверы Суспільство
Игры Серверы VBIOS General Soft & Hard Увлечения А поговорить... Культура Полезная информация Межигір'я Чат

Пользователь Сообщение: Юрий Любимов: Награды от королей я еще не получал        (Тема#3312)
Affiniti 
подполковник
Affiniti
: Одесса
С нами с 14.12.03
Посты: 3536
19.12.04 04:09 Ukraine #46895
Приказом короля Швеции Карла ХVI Густава трех российских деятелей - художественного руководителя Театра на Таганке Юрия Любимова, президента РГГУ Юрия Афанасьева и переводчика Александру Афиногенову наградили королевскими орденами Полярной звезды - одной из самых почетных шведских наград, которая присуждается по личному решению короля по предложению шведского правительства. Юрий Любимов получил командорскую степень ордена и после церемонии рассказал "РГ" о своем вкладе в шведскую культуру и значении этого ордена для российской.


- Мне доводилось много наград получать, но от королей их еще не было... Этот дом - резиденцию посла Швеции - я посещал тридцать три года. Как ни странно, здесь меня познакомили с товарищем Косыгиным. Он на меня посмотрел, но на лице его ничего не отразилось... А с Бергманом мы взглянули друг на друга, и он меня пригласил в свой театр - правда, предварительно очень строго сказал: пришлите мне клип минут на пятнадцать. В Италии я поставил "Маленькие трагедии" Пушкина, сотворил клип, послал, и после этого последовало подтверждение, что Бергман меня ждет на постановку в Королевский театр. Там я встретился с его актерами, он внимательно следил, как идет процесс... Гостеприимство этой страны меня поразило. В какую квартиру меня поместили, какой это был уют, семейный дом, с каким вкусом он был сделан!

- Если бы сегодня вы получили приглашение поставить спектакль в Шведском Королевском театре, на время оставив Театр на Таганке, согласились бы?

- Думаю, да. Там у меня много друзей, и прежде всего - великий человек Бергман. Там его великолепные актеры. Я бы с удовольствием поставил с ними спектакль. Какой - мы должны вместе обсуждать, надо делать перевод, вдруг они назвали бы Достоевского, которого в Швеции любят и чтят. У них хороший театр, они очень радушные люди, которые умеют работать.

- А наших актеров можно научить так же дисциплинированно работать, как работают шведские?

- Можно, но сложно. Это требует очень большой энергии и больших полномочий.

- Вы ими разве не обладаете?

- Вроде бы да, но странно - при том режиме я обладал большими полномочиями, чем при этом. Актерам вдруг показалось, что беспредельная свобода позволяет делать вещи, с моей точки зрения этики театра, непозволительные. Я не мог раньше представить, что, если я говорил бы актеру, что вы поймите меня, я не хочу с вами работать, он бы подал на меня в суд. Сейчас это стало реально. И совершенно реально суд присудил мне, чтобы он играл у меня насильно...

- И кто же победил?

- Суд и этот господин. Но тут меня нужно сажать в тюрьму - я не проявил законопослушания.

- Повод для интервью более приятный: поздравить вас с шведским орденом. А какие российские награды вам наиболее дороги?

- Медаль "За оборону Ленинграда" 43-го года. Все награды, которые были во время войны... Наш орден Трудового Красного Знамени... Господин Брежнев в то время не доехал до вручения, а его первый заместитель прошептал мне на ухо - вам бы надо дать Боевого Красного Знамени... Я ведь всегда делал то, что считал нужным. Не очень оглядывался, за что и получал по башке - раз не подложил соломки, так падай, вставай и иди дальше... Иногда говорят о моем диктаторстве - это неправда. Я просто иначе не мог поставить бы своих спектаклей, если бы не стремился придуманное в своей голове воплотить в точном исполнении...

Ирина Корнеева
17 декабря 2004 г.

www.rg.ru
Affiniti 
подполковник
Affiniti
: Одесса
С нами с 14.12.03
Посты: 3536
19.12.04 05:34 [Re: Affiniti] Ukraine #46896


Раскол Таганки не был чисто человеческой драмой

О Любимовской Таганке в эти дни говорится много. Но слишком заметно, как при этом деликатно обходится тема раскола коллектива. Между тем это не чисто человеческая драма, как при разводе когда-то любивших друг друга супругов. Это ведь драма еще и идейная. И она до сих пор не объяснена.


...Любимовская Таганка никогда не была чисто эстетическим явлением. Хотя при своем рождении ("Добрый человек из Сезуана", "Десять дней, которые потрясли мир" и далее) претендовала именно на эту нишу в нашей реальности.

Ниша нужна была в качестве "крыши", как сказали бы сегодня. Тогда, в середине 60-х, иметь политические амбиции, собственные идеологические позиции и в открытую их декларировать было невозможно. Тогда нельзя было называть вещи своими именами. Поэтому упор Любимовым делался на новации не в политике, а в поэтике. И театральная критика, симпатизировавшая Юрию Любимову, подчеркивала в первую очередь эту сторону его театральных опытов, рассказывая о заслугах режиссера по части того, что он сделал для обновления сценического языка. Но все-то чувствовали за его спектаклями нечто иное - и те, кто ломился на его спектакли, и те, кто их пытался закрыть, остановить. И те, и другие подкоркой чувствовали идейную опозиционность новой Таганки.

Впрочем, едва ли не все театральные новаторы при Советах входили в конфронтацию с режимом. Из послевоенных новаторов помянем Товстоногова и его БДТ, Ефремова и его "Современник", Анатолия Эфроса, Марка Захарова и его "Ленком".

Никто из них не покушался на режим как таковой; у всех у них были непростые отношения с начальством, но особенно скандальными они, как известно, оказались у Любимова, который в конечном итоге был принужден остаться за границей.

Зонг из самого первого спектакля "Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу для них дают сами бараны" вкалачивал в сознание зрителя представление об истинной природе тоталитарного режима. Вот чего сильные мира того не могли простить Юрию Любимову.

Был еще один важный мотив противостояния: сила оставалась на стороне Кремля, а моральный авторитет сместился на окраину столицы - на Таганку. К нему-то и ревновала советская партократия. Не случайно она пыталась замолчать смерть и похороны Высоцкого - самый надрывный и искренний голос этого театра.

С высоты минувших лет особенно хорошо видно, что именно Таганка в те годы была своего рода идейным центром и трибуной шестидесятничества, которое оказалось заквашенным на ценностях первого послереволюционного десятилетия. В этом была ее сила, но в этом заключались истоки того кризиса, который и привел к расколу коллектива театра уже после того, как рухнула очень правильная наша советская власть.

Дело вот в чем. Само движение шестидесятников, с которым связывались надежды на советский строй с демократическим лицом, было противоречивым явлением. Оно видело свои истоки в социальных и эстетических утопиях, коими столь славны были 20-е годы. Оно на них до поры до времени опиралось и вокруг них солидаризировалось. А потом, когда иллюзии рассеялись, что-то надломилось и в жизни, и в коллективе.

Бывший коммунист Юрий Любимов с группой актеров пошел дальше.

Настоящий коммунист Николай Губенко с группой актеров идеологически все еще в прошлом, от которого остались пустые надежды и потускневшие мифы о социализме с человеческим лицом.

Зеркало треснуло, и в нем отразился разлом нашего общества.

Юрий Богомолов
22 апреля 2004 г.
Icon Legend Права Настройки темы
Распечатать тему


849 Просмотры
Реклама
792 сейчас в онлайне
0 пользователей () и 0 скрытых, а также 792 гостей сейчас онлайн.
VBIOS Version 3.0 FINAL | ©1999-2024
Execution time: 0.071 seconds.   Total Queries: 25   Zlib сжатие вкл.
All times are (GMT+3). Current time is 09:50
Top