помним, любим, скорбим...
15 августа исполняется 20 лет со дня гибели музыканта, лидера рок-группы "Кино" Виктора Цоя. В этот день по всей стране проходят памятные концерты и мероприятия.
Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Отец Виктора - кореец, родом из Казахстана, работал инженером, мать ? русская, коренная ленинградка, была учителем физкультуры. У Виктора с раннего детства проявилась склонность к рисованию, поэтому родители с четвертого класса определили его в художественную школу. Музыка, как и рисование, была одним из постоянных его увлечений. Первую гитару родители подарили Виктору в пятом классе.
Во время учебы в художественной школе он познакомился с Максимом Пашковым, с которым впоследствии организовал группу "Палата 96". В 1978 году Цой поступил в Ленинградское художественное училище имени Серова, на оформительское отделение. Но гораздо больше его увлекала музыка. В 1979 году он был отчислен из училища "за неуспеваемость", после чего пошел работать на завод и поступил в вечернюю школу.
Позже учился в СГПТУ №61 по специальности "резчик по дереву", после его окончания по распределению недолго работал в реставрационных мастерских Екатерининского дворца-музея в городе Пушкин Ленинградской области. В 1980 году Цой начал выступать на квартирных концертах в Москве вместе с участниками группы "Автоматические удовлетворители". В 1981 году состоялся его сценический дебют в качестве бас-гитариста в ленинградском кафе "Трюм". Из этих концертов летом 1981 года возникла группа "Гарин и гиперболоиды" куда входили, кроме Цоя, Алексей Рыбин и Олег Валинский.
Осенью 1981 года группа вошла в Ленинградский рок-клуб. После ухода Валинского группу переименовали в "Кино". В 1982 году группа "Кино" дебютировала на сцене Ленинградского рок-клуба, после чего вышел первый альбом группы. Его продюсером стал лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков. Осенью 1982 года Цой работал в садово-парковом тресте резчиком по дереву. 19 февраля 1983 года состоялся совместный концерт "Кино" и "Аквариума", на котором прозвучали такие песни, как "Алюминиевые огурцы", "Электричка" и "Троллейбус". Весной 1983 года Рыбин покинул группу. Причиной были разногласия с Цоем. Осенью 1983 года Цой, будучи на обследовании в больнице, написал песню "Транквилизатор".
Весной 1984 года группа "Кино" выступила на втором фестивале Ленинградского рок-клуба и получила лауреатское звание, а песня Цоя "Я объявляю свой дом безъядерной зоной" была признана лучшей антивоенной песней. Во второй половине 1984 года был сформирован второй состав группы "Кино", куда вошли Цой (гитара, вокал), Юрий Каспарян (гитара, вокал), Георгий "Густав" Гурьянов (барабаны, вокал), Александр Титов (бас, вокал). Через некоторое время на место Титова пришел Игорь Тихомиров. Летом 1984 года группа записала альбом "Начальник Камчатки", затем выходят альбомы "Это не любовь" (1985 год), "Ночь" (1986 год), песни из которого "Мама-анархия" и "Видели ночь" становятся популярными. Весной 1985 года группа "Кино" стала лауреатом третьего фестиваля Ленинградского рок-клуба, а через год на очередном, четвертом рок-фестивале группа "Кино" получила приз за лучшие тексты.
В 1986 году группы "Кино" и "Аквариум" выступили с концертной программой в США и там же записали альбом "Красная волна" (Red Wave). Осенью 1986 года Цой устроился работать машинистом в котельную "Камчатка". Весной 1987 года состоялось последнее выступление на фестивале рок-клуба, где группа "Кино" получила приз "за творческое совершеннолетие".
Кроме музыкального творчества, Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах "Йа-хха!" Рашида Нугманова, "Конец каникул" Сергея Лысенко, "Рок" Алексея Учителя и "Асса" Сергея Соловьева. В фильме Нугманова "Игла" в 1988 году Цой, уже ставший к тому времени легендой, сыграл главную роль - Моро. Он продолжал также заниматься живописью. В 1988 году в Нью-Йорке на выставке ленинградских современных художников демонстрировались и 10 картин кисти Цоя.
В 1988 году вышел альбом "Группа крови" и был записан альбом "Звезда по имени Солнце", который вышел в конце 1989 года - первый и последний альбом в истории группы, записанный в профессиональной студии. Летом 1989 года вместе с Каспаряном Цой ездил в США, а весной 1990 года побывал в Японии. 24 июня 1990 года в "Лужниках" в Москве состоялся последний концерт группы "Кино". Был устроен специальный салют и зажжен олимпийский факел.
15 августа 1990 года Цой погиб в автокатастрофе, возвращаясь с ночной рыбалки в Юрмалу за рулем "Москвича". Его машина врезалась в рейсовый пассажирский автобус "Икарус". По версии следствия, певец заснул за рулем. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
В 1984 году Цой женился на девушке по имени Марьяна, которая с 1982 года работала администратором коллектива "Кино". 5 августа 1985 года у них родился сын Александр. Пара рассталась за несколько лет до гибели музыканта, но официально супруги не разводились.
27 июня 2005 года Марьяна Цой после тяжелой и продолжительной болезни скончалась. После смерти лидера музыканты "Кино" решили доработать и выпустить последний альбом. В декабре 1990 года вышел "Черный альбом", посвященный Цою. Группа "Кино" перестала существовать. В 1990 году после смерти Цоя в Москве в Кривоарбатском переулке стихийно появилась "Стена Виктора Цоя", которая стала неофициальным местом поклонения лидеру группы "Кино". Поклонники исписали стену надписями "Кино", "Цой жив", цитатами из его песен и признаниями в любви музыканту. В 2006 году "стена Цоя" была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но потом вновь восстановлена фанатами.
В ноябре 2009 года столичные власти сообщили о планах "облагородить" стену. Однако активисты молодежных движений "Молодая Гвардия" "Единой России" и "Местные" провели акцию против намерений мэрии. Основными лозунгами мероприятия стали: "Цой жив в наших сердцах!" и "Кино" будет!".
15 августа 2002 года в Латвии на 35-м километре трассы Слока - Талси, на месте гибели музыканта, был установлен памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили. В Петроградском районе Петербурга существует Клуб-музей Виктора Цоя - "Котельная Камчатка", где Цой числился штатным кочегаром. Клуб открылся в конце 2003 года. Теперь в бывшей котельной на месте котла расположена небольшая сцена, а в фондах музея хранятся гитара Цоя, афиши, фотографии, пластинки, билеты с концертов группы "Кино". В Петербурге "Камчатка" считается одним из традиционных мест паломничества "киноманов". В петербургском парке "Александрино" на проспекте Ветеранов решено установить памятник Цою.
Как сообщает РИА Новости, летом 2009 года у кинотеатра "Аврора" на Невском проспекте в рамках презентации документального фильма Учителя "Последний герой" был установлен временный памятник Цою, который был демонтирован через два дня.
и немного о грядущем: интервью Рашида Нугманова о старом-новом фильме
На прошедший недавно в Сочи «Кинотавр» приезжал Рашид Нугманов, режиссер культового фильма советских времен «Игла», в котором главную роль исполнил трагически погибший музыкант Виктор Цой. Застать Нугманова в России не так просто, сейчас режиссер живет во Франции.
В свое время «Игла» стала лидером советского кинопроката, картина получила приз в конкурсе «Особый взгляд» на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе, а спустя два года - главный приз международного кинофестиваля в Нюрнберге.
Приехал Нугманов на российский кинофестиваль не отдыхать и не веселиться, а представить зрителям продолжение своего самого громкого перестроечного фильма, которое будет называться «Игла. Ремикс». Фильм появится на экранах осенью и будет посвящен 20-летию со дня гибели Виктора Цоя. О том, как проходили съемки, как подбирались актеры, а также о своей дружбе с легендарным рокером Рашид Нугманов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Открытой».
- Рашид, расскажите, как вам пришла идея спустя двадцать лет воскресить фильм, имевший такой оглушительный успех?
- Эта мысль возникла очень естественно. История «Игла. Ремикс» началась с моего желания реставрировать свою старую ленту. Все 20 лет с момента выхода «Иглы» я смотрел картину и понимал: качество записи ужасное. Поначалу я надеялся, что кто-то приведет ее в порядок, выпустит DVD, отвечающий современным стандартам.
И вот, когда мы начали планировать работу по реставрации, стало ясно, что почти за те же деньги можно сделать новую версию фильма. В музыке существует целая индустрия ремиксов, почему не сделать это в кино? На Западе есть прецеденты повторного выхода картины на экраны.
- Это будет совершенно новая история?
- У нас будет та же самая история, только дополненная и рассказанная по-новому: с новыми эпизодами, с новыми подробностями. Я напомню вам сюжет первой «Иглы». Главный герой Моро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Ату, чтобы выбить денежный долг из Спартака (Александра Баширова), и останавливается у своей старой подруги Дины (Марины Смирновой). Вскоре он узнает, что она стала наркоманкой, а ее квартира превратилась в притон и хранилище наркотиков.
По просьбе девушки Моро увозит ее к Аральскому морю, где Дина начинает выздоравливать. Но после возвращения в город все начинается сначала. Тогда Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков. Однако за одним из поставщиков, хирургом Артуром (Петром Мамоновым), стоят влиятельные люди, которые подсылают к Моро убийцу. В советское время этот фильм наделал много шума.
В новый фильм я вставил эпизоды, которые не вошли в первую версию «Иглы». А было 40 минут отличных кадров, к тому же картина вобрала материалы из моего личного архива.
- Как восприняли ваше предложение о продолжении фильма актеры, снимавшиеся в первой ленте?
- С большим интересом. Они поняли, что это будет совершенно новая форма кинематографа. Думаю, она привлечет многих зрителей и кинокритиков. В картине заняты все те же актеры: Петр Мамонов, Александр Баширов.
- В афишах написано: в главной роли Виктор Цой...
- Так и есть. В новых эпизодах с Виктором я дублером его не заменял. Для меня это было бы предательство друга. Я использую графику, что-то типа японского аниме. Так что Виктора я не заменял, он представлен в графическом образе.
Родственники Цоя тоже положительно восприняли мою работу. Его мама, к сожалению, не дожила до премьеры, она умерла в ноябре прошлого года. Съемки проходили и в квартире Виктора Цоя. Кстати, когда мы снимали, многие актеры говорили, что испытывают странное чувство, как будто Виктор присутствует на съемочной площадке. Мы словно на машине времени перенеслись в те годы.
- Говорят, что к картине написан шикарный саундтрек?
- Да, это правда. Собралась вся группа «Кино» в полном составе. Я с музыкантами сохранял хорошие отношения и после смерти Виктора. И вот в первый раз после посмертного альбома они собрались вместе. В картине будет 18 новых песен группы «Кино» на стихи Виктора Цоя. А главный саундтрек к картине записали Вячеслав Бутусов и группа «Ю-Питер». Песня называется «Дети минут».
Это неизданное произведение Виктора Цоя, текст он записал в 1987 году и подарил нашему общему другу Александру Липницкому. Текст очень хороший, и мне захотелось написать музыку к нему. Гитарист группы «Кино» Георгий Гаспарян написал очень красивую гитарную музыку на эти слова. Получилась замечательная песня в стиле «Кино».
- Когда «Игла» вышла на экраны, на Виктора Цоя посыпались сотни предложений о съемках в кино...
- Да, так и было, но он не хотел работать с другими режиссерами. С Виктором нас связывало не только кино, но и давняя дружба. Кино было просто частью нашей жизни. Мы хотели продолжить совместную работу, я написал сценарий. Это была комедия.
Помню, Виктор все время торопил меня, как будто что-то предчувствовал. Мы планировали снимать этот фильм в Подмосковье со всей группой «Кино». На 21 августа была уже назначена встреча в Москве, чтобы подбирать съемочную группу. А за шесть дней до нее, 15 августа, Виктор Цой погиб.
- Гибель Цоя овеяна легендами. Столько версий существовало... Как вы считаете, это был действительно несчастный случай?
- Я не могу вам точно сказать. Но я склонен считать, что это был несчастный случай. И участники группы «Кино» тоже так думают. Ребята выезжали на место аварии. Там был такой г-образный поворот, и на этом повороте стоял дом, а за ним не видно ничего. Дорога узкая, Виктор ехал на большой скорости на «москвиче», дорога была не очень хорошая, к тому же и сам Цой был неопытный водитель. Машину повело и ударило о придорожные столбики, а потом вынесло на встречную полосу, где произошло лобовое столкновение с «Икарусом».
Жуткая история. Так что я склонен думать, что Цоя никто не убивал. Самое страшное и обидное, что от места рыбалки до дома было всего 15 минут езды. Видимо, очень торопился и немного переоценил свои водительские способности...
- Удивительно, что звезда такого масштаба ездил на «москвиче»...
- На самом деле Цой был небогатым человеком. За съемки в «Игле» он получил смехотворный по расценкам Госкино гонорар. Лишь когда к ним пришел продюсер Юрий Айзеншпис, группа стала собирать стадионы. И только тогда он смог заработать достойные деньги.
- Когда вышла картина, это был настоящий прорыв. Ветер перемен, как говорили... Ожидали, что будет такой оглушительный успех?
- Мы вообще думали, что «Иглу» положат на полку и у нее будет трудная судьба. Но фильм очень хорошо восприняли на «Казахфильме». На удивление чиновникам из Госкино он тоже пришелся по вкусу. Лента пользовалась успехом и на фестивалях. Держалась год в прокате по всему Советскому Союзу, что сейчас вообще невозможно представить. Даже блокбастеры в прокате держатся максимум две недели. Желающих посмотреть «Иглу» было столько, что в некоторых городах народ ломал двери в кинотеатр...
- Как вы думаете, повторит «Игла. Ремикс» успех первой картины?
- Думаю, да, потому что тема картины себя не изжила. Наркотики, ушедшая любовь, попытки ее вернуть... Фигура Виктора Цоя не стерлась, не поблекла, наоборот, выросла и превратилась в легенду. Думаю, он заслуживает того, чтобы новые поколения увидели его на экране и испытали те же чувства, что и их родители и старшие сестры-братья в конце 80-х.
Но у оригинальной «Иглы» все-таки многое от своего времени, и, возможно, есть смысл что-то подмонтировать, добавить, объяснить непонятное нынешним молодым людям. Думаю, что и старым преданным фанатам Цоя будет очень интересно взглянуть на своего кумира еще раз на большом экране.
(с) голос России
|