В исторических документах Гопак как танец начал встречаться в X-XI веках, первые упонинания относятся к Родам древних Саков(Арийские племена), в последствии к слову Сак добавилось корень Ко, переводящийся как союз. Слово «гопак» встречается еще в Древнеарийских Ведах, из санскрита оно переводится как «танцующий пастух». Себастьян Клёнович в своей поэме «Роксолания»(1584), пишет о танцах русских пастухов с оружием:
«Бачив я там гайдуків, що рухались в танці швидкому, Живо в метелиці йшли, тупали в землю вони. Держать ножі у руках і такт відбивають ногами, У танцюристів гурті зброя ясна миготить. Тут не Венера гуляє, а Марс потішається герцем, В танцю такого бува часто кривавий кінець.»
Само слово Гопак рукопашным боем не является – это танец с оружием, но все его элементы являются боевыми и используются в бою, а танец - это способ отработки, бой с тенью. Как говорил куриной атаман Корний Метелиця(Исторический персонаж при Сирко давший толчок развитию оберучной технике владения оружием в круговой защите ): «Як крутиш метелицю, то уявляй як зусібіч лях чи татарва на тебе пре, і руби їх голови під пісню жваву» Гопак в мирное время – это танец, Гопак на поле боя – это техника рукопашного боя. Метелица отличается от Гопака как один стиль кунг-фу от другого стиля кунг-фу, Гопак более прямолинейный, а метелиця это вращение вокруг своей оси, но техника одна и та же. На Запорожье Гопак-метелицу танцевали в свободное от походов время для улучшения технических навыков, этот танец танцевали под музыку, а чаще всего танцевали и пели одновременно, что развивало дыхание и физическую устойчивость. Гильом Левассер де Боплан в своем труде “Описание Украины” писал: "Казаки всё время пили, пели и плясали". Боплан, из-за другого менталитета, не понимал системы тренировки казаков, ибо в нашей традиции одно другому не мешает...
(с)
|