Год: 2012 Страна: США Режиссер: Стивен Содерберг Сценарий: Лем Доббс Продюсер: Грегори Джейкобс, Алан Молони, Майкл Полейр Жанр: боевик, триллер
В ролях: Джина Карано, Юэн МакГрегор, Майкл Даглас, Майкл Фассбендер, Антонио Бандерас, Ченнинг Татум, Матье Кассовиц, Майкл Ангарано, Билл Пэкстон
О кино: Мэллори Кейн — тайный спецагент. Она молода, умна и красива. Время от времени шеф международной спецслужбы Кеннет вызывает ее для выполнения секретных межгосударственных заданий. Но после провала череды операций Мэллори осознает, что она — лишь пешка в чужой игре. Ей и ее близким грозит смертельная опасность. Теперь Мэллори должна использовать весь свой опыт и талант, чтобы скрыться от международного розыска, защитить свою семью и отомстить за предательство.
«Нокаут» производит впечатление рассказанного умником анекдота — безусловно, не все будут смеяться в тех местах, где запланировал автор, однако нужно быть совсем уж глухим, чтобы не получить удовольствия от поставленной речи рассказчика. Стивен Содерберг, один из самых талантливых американских режиссеров, в последнее время делает с жанровым кино какие-то совершенно невероятные вещи. Фильм про широкоплечую девушку, которая по сюжету полтора часа бьет по красивым напомаженным лицам не самых последних голливудских деятелей — ревизионизм и провокация в чистом виде, не столько боевик, сколько его голый каркас, девяностоминутная демонстрация жанрового синтаксиса, на котором тот обычно выстраивается. По обыкновению постановщик увлечен исследованием семантики киноязыка — и именно по этой причине кто-нибудь обязательно примется обвинять режиссера в брезгливости по отношению к сценарию. Не верьте: сюжет есть, просто необходимо учитывать, что для Содерберга уже давным-давно длина шага куда более существенна, чем направление движения, а знаки препинания гораздо важнее проговоренного вслух текста.
Пожалуй, с точки зрения концепции «Нокаут» больше всего похож на недавнее «Заражение». Там большие кинозвезды прятались в ворохе монтажных склеек, чтобы не отвлекать внимание зрителя от передвижений смертоносного вируса. Здесь происходит ровно то же самое, только теперь в качестве главной звезды фигурирует не незримая болячка, а чрезвычайно фактурная Джина Карано — брюнетка с выразительными черными глазами, несменная гладиаторша из мира рестлинга, ради которой профессиональные актеры задвигаются туда, где обычно положено сидеть массовке. Главная героиня, к счастью, тут совсем немного говорит, в основном смотрит на всех волком и машет массивными конечностями. Смотреть на все это, впрочем, можно целую вечность: во-первых, своим телом девушка владеет так же, как Содерберг режиссурой; во-вторых, ее техничные стычки с многочисленными врагами выходят чем-то средним между мордобоем и сексом; в третьих, чем чаще Карано хмурит брови, тем до зрителя быстрее доходит, что «Нокаут» — не что иное, как пародия на шпионские боевики. Действительно смешная пародия, кстати. Мораль печальной истории, рассказанной Содербергом, заключается в том, что окружение сильных женщин, как правило, состоит из слабых, похожих на трусливых лесных оленей мужчин. И если одни женщины от такой несправедливости плачут у окна, то другие инстинктивно проверяют окружающих на прочность — кого кулаком в челюсть, а кого и внедорожником в туловище.
Haywire. Попробуйте произнести это слово несколько раз, и почувствуйте, как мягко оно слетает с языка. А потом не поленитесь поискать в интеренете все возможные варианты его перевода, чтобы понять, что же оно подразумевает. Нокаут? Нет, здесь речь идёт, скорее, о некой временной запутанной ситуации; либо же о «неуместном» человеке; либо о человеке в смятении, поставленном в тупик. И все эти варианты будут одинаково применимы для новой, весьма не однозначной картины Стивена Содерберга.
«Тёмная лошадка» Джина Карано, профессиональная звезда смешанных боевых искусств (MMA, привет «Войну») в роли Мэллори Кейн — центрального персонажа фильма, находящегося в окружении до неприличия звёздного каста мужского пола. В начали фильма мы обнаруживаем уставшую Мэллори в закусочной, и видим её диалог с Ароном (Ченнинг Татум), вдруг превращающийся в отменный мордобой. Минутой позже, уезжая на машине случайного свидетеля потасовки (Майкл Ангарано), вступившегося за неё (хоть этого и не требовалось), Мэллори рассказывает ему свою историю, и далее, какое-то время сюжет уходит в предысторию событий, начиная с «работы» в Испании, и продолжая в Ирландии, где мы можем видеть несколько экшн-сцен, происходящих на фоне красивой архитектуры европейских улиц. Не буду вдаваться в подробности, но ясно одно — Меллори подставили, и не просто подставили, а ещё и хотели устранить. В данной ситуации она уже работает над тем, что бы разобраться с проблемой, и пока, держит путь в дом отца (Билл Пэкстон) — единственного человека, которому Мэллори может безоговорочно доверять.
Стоит отметить, что Содерберг довольно смело экспериментирует с постановкой, и игнорирует многие привычные элементы жанра, что, безусловно, вызовет интерес у тех, кто любит что-то свежее и необычное, но далеко не всем придётся по вкусу. Да, те кто ждал от «Драйва» фильма в духе «Форсажа» будут разочарованы, и попросят вернуть деньги. Режиссура Содерберга до неприличия суха, так же как и герои, не слишком щедрые на эмоции. Боевые сцены происходят без какого-либо музыкального сопровождения, а главное — сняты статичными камерами (без привычной тряски, а-ля Борн) и без их шлифования компьютерными эффектами, что, возможно, даст кому-то повод упрекнуть их в «незрелищности»; но, на самом деле, этот стиль, в котором каждый удар и каждый захват просматриваются ясно и чётко, также позволяет погрузится в атмосферу фильма, только делает это своим, необычным способом. Имея Джину Карано в роли главной «надерательницы задниц», сюжет, естественно, по большей части предполагает рукопашные схватки; есть только пара перестрелок, и погоня на машине (зато какая!). Всё очень натурально, острые моменты без музыки (привет «Драйву»), повторюсь, достаточно сухо, но очень стильно. «Haywire» имеет свою особую атмосферу не в последнюю очередь благодаря саундтрэку. Меня впечатлила работа Клиффа Мартинеса для «Заражения», и поначалу мне так не хватало его холодных синтетических звуков здесь, но всё же фильм по структуре предполагает шпионский триллер, и для него требуется нечто иное — по сему, инструментальные рифы Дэвида Холмса, написавшего музыку ко всем Оушенам пришлись как нельзя к месту.
Джина Карано смотрится бесподобно в любой ситуации, она приковывает внимание, как незнакомое зрителю лицо, и при этом является тем центром, удерживающим равновесие всего фильма, что было бы непростой задачей даже для гораздо более опытной актрисы. Юэн МакГрегор, Майкл Дуглас, Антонио Бандерас, Майкл Фассбендер — попробуйте угадать, кто из них главный негодяй, неудачно подставивший нашу накачанную брюнетку.
В целом, если утрировать, «Haywire» — это необычно снятый боевик. Фильм практически лишён каких-либо явных драматических линий и сюжетной глубины, но сама его постановка цепляет своей неординарностью и чётко выверенным аскетичным стилем Содерберга, где он идёт вразрез с общепринятыми представлениями о том, как нужно снимать зрелищные сцены. Просто, стильно и со вкусом.