Треш последних дней от лиц, которые устанавливают правила существования для миллионов граждан, заставляет вернуться к азам.
Осторожно! Концентрированный суперлонгрид! Не готовы - проходите мимо.
1. Независимость в принятии решений любого центрального банка - это основа основ и та самая "система сдержек и противовесов" в вопросе соответствия количества денег в экономике её размеру. Много денег - экономика захлебывается в гиперинфляции, мало денег - экономика медленно растёт. Точка равновесия - умеренная инфляция & умеренный рост.
2. В Украине рыночная экономика, а не плановая. И цены, и курс, и процентные ставки определяются спросом и предложением товаров, услуг, валюты(тот же товар), а также ожиданиями участников рынка, которые решают что-либо продать или купить в конкретную единицу времени или отложить сделку до лучших времен.
3. Бюджет это канал перераспределения финансов между налогоплательщиками.
Правительство прогнозирует поведение участников рынка и изменения в экономике в результате их решений. Исходя из прогноза планирует объем финансов, который предстоит распределить, и предлагает варианты распределения. Бюджет - это только план.
Если реальность сильно отличается от прогноза, то бюджет будет не выполнен и придется его пересматривать.
4. Утверждают бюджет депутаты. Именно через депутатов происходит лоббизм интересов желающих урвать от общего потока побольше в свой карман, увеличив расходы бюджета.
5. Когда расходы бюджета превышают доходы - это плановый дефицит бюджета. Для того, чтобы все запланированные хотелки осуществить, правительство имеет 2 возможности: или одолжить денег или что-либо продать.
Одолжить=взять кредит или выпустить облигацию(обязательство одолженные деньги вернуть). Продать=приватизация.
Третий вариант - умерить аппетит в расходах, сократив дефицит, могут только депутаты.
6. Одалживать деньги правительству могут как резиденты, так и нерезиденты. Как частные компании и банки, так и люди и международные организации. НБУ запрещено одалживать деньги правительству, напрямую купив гособлигации. Почему?
7. Мандат любого центрального банка - следить за соответствием количества денег количеству товаров/услуг в экономике и пресекать необоснованные хотелки политиков получить деньги, не подкреплённые товаром. Та самая ценовая стабильность, для реализации которой нужна независимость в решениях. Политическое давление на центральный банк - это прямой ущерб экономике, налогоплательщикам, избирателям.
8. Любой центральный банк регулирует количество денег в экономике через разные каналы. Когда нерезиденты продают валюту, чтобы одолжить правительству гривну под ОВГЗ, а НБУ выкупает её, то тем самым он увеличивает количество гривны в обращении под непроизведеные товары/услуги. Инфляция растёт.
Добросовестнное соблюдение мандата требует от центробанка обратного - быть умеренным и осторожным, чтобы соблюсти баланс между количеством денег и товара.
Требовать выкупать больше валюты (увеличивать спрос на валюту, а значит девальвировать гривну) - давление на НБУ нарушить свой мандат и ослабить гривну.
9. Гривна в обращение попадает через банки. Банки всегда больше заинтересованы прокредитовать реальный сектор экономики, чем одолжить деньги правительству. Причина банальна - ОВГЗ всегда дешевле кредита, т.к. риск невозврата меньше. Процентная ставка - это плата за риск.
Банки не смогут и не будут кредитовать фирмы и население, если нет платежеспособного спроса на кредиты. Не просто желания взять кредит, а способности его вернуть. В таком случае банки прокредитуют правительство, чтобы быть в состоянии хотя бы заплатить проценты по депозитам.
10. И только если деньги в банках создают давление на гривну (т.к. не обеспечены товарами), центробанк эти деньги может "стерилизовать" (на короткое время изъять из обращения). Т.е. это не кредитования нет, потому что деньги из обращения изъяли, а деньги пришлось изымать, т.к. банк не нашёл кому их выдать.
Можно сколько угодно приказывать кредитовать, но это так не работает.
11. Банки дают в кредит деньги вкладчиков. Банки обязаны следить, чтобы риск невозврата кредита был умеренным. Иначе они не смогут выполнить обязательства перед вкладчиками.
Банки не смогут и не будут кредитовать фирмы и население, если приняли на себя риски больше, чем могли для своевременного выполнения обязательств.
12. Чем выше вероятность невозврата кредита банку, тем больше денег должен вложить собственник банка в капитал, чтобы иметь возможность выполнить обязательства.
Чем выше вероятность невозврата кредита, тем меньше стоит кредит, если банк вдруг решит требование по кредиту продать.
13. Попытка стимулировать банки раздать деньги вкладчиков или рефинансирование от центробанка финансово слабым, не способным вернуть кредит заёмщикам или фирмам "Рога и копыта", связанным с политиками или владельцами банков, - это банальное обворовывание вкладчиков и подрыв стабильности банковской системы.
Госбанки наиболее уязвимы для политического давления. Частные - для махинаций собственников или менеджмента.
Попытка надавить на банки через НБУ или заставить регулятора закрыть глаза на явные нарушения и на создаваемые банками риски для вкладчиков, снизив требования к банкам и разрешив им делать, что хотят, - давление на НБУ нарушить мандат по поддержанию финансовой стабильности.
14. Если банк не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства, он не имеет права присутствовать на рынке с банковской лицензией. У добросовестных собственников всегда есть возможность продать банковский бизнес или сложить лицензию без закрытия юрлица, если они не справляются.
15. Вывод недобросовестных банков во всем цивилизованном мире идет через Фонд гарантирования вкладов. Вклады компенсируются обратно пропорционально возможности вкладчиков оценить риски при работе с банками. Т.е. наиболее беззащитные получают компенсацию в первую очередь. А те, кто в состоянии оценить риск, - несут его сами.
16. Банк ликвидируется только, если все способы его реанимации не удались. У нас есть случаи возврата банка после санации на рынок.
Реанимация безрезультатна только если качество банковских вложений (кредитов) настолько низкое, что такие активы никому не нужны даже за копейку и инвестор на такой банк не находится. Индикатор прост - чем с большим дисконтом(дешевле) Фонд гарантирования продаёт активы ликвидируемого банка, тем менее жизнеспособным банк был на момент вывода с рынка.
17. Во время бурного роста перед кризисом 2008 года, банки в погоне за долей рынка, раздавали кредиты налево и направо, не сильно морочась вероятностью возврата и выполнением обязательств перед вкладчиками. И "рисовали" отчётность, чтобы уйти от штрафов НБУ. По бумагам - красота, в реальности - ужас. Верификация отчётности - ответственность аудиторов, а не центробанка.
Если после кризиса иностранные банки сделали выводы и +/- пересмотрели свою политику, то наши продолжали в том же духе. В итоге к кризису 2014 подошли с не сделанным "домашним заданием" и пришлось делать то, что не сделали вовремя - приводить себя в порядок, довносить капитал.
18. Всем банкам было дано время и возможность привести себя в порядок.
Все банки, которые отнеслись серьёзно к вопросу, работают и сейчас. Банкам, которые нарушили свои обещания, думали, что требование вести честный банкинг - это прихоть регулятора такая, можно или обмануть, или порешать и дальше схематозничать, обманывая вкладчиков, пришлось рынок покинуть.
19. Чтобы банки были лучше готовы к кризисам, теперь регулятор их постоянно тестирует на прочность. Если банк не готов к гипотетическому кризисному сценарию, у него есть время подготовится до того как очередной кошмар наступит. Устойчивость системы 2020 - прямой результат таких усилий.
Благоразумные банки понимают, что это для их же пользы. Любители рискнуть чужими деньгами, посхематозничать или делающие ставку на низкоквалифицированном дешёвом персонале, напрягаться не хотят. Лоббирование отмены мировых стандартов банкинга - давление на регулятора нарушить мандат по поддержанию финансовой стабильности.
20. И наконец, о чем всегда умалчивают политики, говоря об МВФ.
Украина - член МВФ с сентября 1992 года. Имеет взнос в уставном капитале фонда. Участвует в Совете управляющих (высший орган управления МВФ), голосует за Исполнительный совет директоров (отвечает за текущую деятельность), имеет постпреда Украины в МВФ.
По сути МВФ это межстрановая касса взаимопомощи. Кредитные программы МВФ привязаны к взносу страны-участницы в МВФ и закрывают временные разбалансировки её платёжного баланса. Никто из стран-участников не заинтересован, чтобы сосед паразитировал на их деньгах вечно. Зато заинтересован получить свои деньги назад.
МВФ даёт экспертизу и сигнал внешним инвесторам, насколько "бизнес-план" страны-заёмщика реальный, а страна договороспособна (выполняет свои обещания, а не обманывает партнеров).
Только тогда, когда страна живёт по средствам и умеет самобалансироваться, ей не нужны деньги МВФ.
Все призывы избавиться от МВФ, из-за того, что страна не готова избавиться от схематоза, - это прямой ущерб гражданам - налогоплательщикам и избирателям.
|