расстановка точек над етой вашей пакфой
ПАК ФА: РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ СМЕРТИ ГЕРОЙСКОЙ. Часть первая
Взглянем на практически идеальную аэродинамику "нового" российского истребителя. Сразу возникает чувство восхищения русскими конструкторами, которые, преодолев "развал проклятых 90х" (Як-201, МиГ-1.44...), без чьей бы то ни было помощи создали боевую машину, которой "отсель грозить мы будем шведу".
На самом деле, конечно, мы понимаем, что это не реальная боевая машина, а только прототип. Легенды о том, что он вообще ничуть не нов, а является развитием прототипа "Т-10-15" мы оставим для досужих интернет дискуссий.
Вообще, новые боевые самолеты в мире появляются каждые три-пять лет - еще в 2007 году Франция приняла на вооружение "Рафаль", а сейчас мы удивляемся новым китайским разработкам. В США в серию идет F-35 - самолет, чей путь испытаний был крайне тернист и вызвал волны критики, и поворотное сопло для которого было разработано в России - и продано за пятьсот тысяч долларов. За цену новенького Rolls-Royce (не авиационного двигателя, а автомобиля).
И никто из этого не устраивает пропагандистской истерики: западные аэрокосмические корпорации - это акционерные общества, и успех их деятельности волнует в большей степени акционеров (В реальности, Локхид Мартин был раскритикован генерал-лейтенантом Кристофером Богданом за недостаток финансовой ответственности в проекте F-35: “I want them both to start behaving like they want to be around for 40 years...I want them to take on some of the risk of this program. I want them to invest in cost reductions. I want them to do the things that will build a better relationship. I’m not getting all that love yet.”)
ОАО "Сухой" (ранее - Государственное Унитарное Предприятие) - формально тоже относится к классу публичных компаний (открытых акционерных обществ). На самом деле 89,6 % акций компании принадлежат ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», в свою очередь, на 83,18 % принадлежащей ГОСУДАРСТВУ в лице Росимущества, а оставшиеся 10,4 % - Росимуществу НАПРЯМУЮ.
Итак, ОАО "Сухой" - практически на сто процентов ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ.
Посмотрим же, что за легендарный истребитель мы будем иметь за НАШИ деньги.
ВОЗДУШНЫЙ ЦИРК.
Сверхманевренность Т-50 - это главный его козырь в глазах поцреотов, которые к созданию самолета, конечно, отношения не имеют, но любят гордиться результатами чужого труда. Одним из главных его достоинств называется отклоняемый вектор тяги (ОВТ, англ. Thrust Vectoring), причем - всеракурсный. Во всех истребителях, принадлежащих к т.н. "пятому поколению" (а также, в некоторых самолетах поколений 4+ и 4++) такие решения внедрены или планируются к внедрению.
Зачем же это нужно? Не тратя время на специальную терминологию - скажу просто: укороченный взлет и посадка, а главное - противоракетное маневрирование.
Но в давно не воюющей по-настоящему России эти возможности используются традиционным способом: чтобы вызывать приступы массовой патриотической лихорадки после авиашоу.
Но для товарищей патриотов, которым снится, как они будут уходить от коварного врага Кобрами Пугачева и перекатами, у меня плохие новости...
Первые два летных прототипа Т-50 - это ничто иное, как пустые планеры без БРЛС и вооружения. На фотографиях второго прототипа ПАК ФА (б/н 52) отчетливо видно, как отверстие, в котором должна располагаться авиационная пушка (модернизированная ГШ-30-1), закрыто белой заглушкой-обтекателем. Возможно, конечно, заглушка сдвижная и служит целям уменьшения заметности и улучшения аэродинамики, но на это, честно говоря, не очень похоже. И несмотря на то, что на данный момент строятся шестой, седьмой и восьмой летные прототипы, а пять уже летают - никаких данных об испытаниях вооружения на этих самолетах в прессу не поступало.
Начиная с третьего прототипа, машина будет оснащаться БРЛС Н036 (выпущено уже по меньшей мере 4 экземпляра).
По моим очень приблизительным оценкам, ее вес может достигать 400-500 кг (для сравнения - масса малогабаритной РЛС переднего обзора "Жук-АЭ" с в два раза меньшим количеством ППМ (Приемо-передающих модулей, "глазков" АФАР) - 200-240кг). Но Н036 - только часть бортового радиолокационного комплекса Ш-121, который будет состоять из пяти бортовых антенн:
− изд. Н036 – антенная система переднего обзора Н036-1-01;
− антенная система L-диапазона Н036L-1-01;
− антенные системы бокового обзора - Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б
(одна из антенн осталась "за кадром").
В общем, масса самолета от установки одного лишь комплекса БРЛС вырастет не менее, чем на тонну. Пушка ГШ-30-1 весит довольно скромных 50 кг. Но масса ее патрона - порядка 837 г. На самолеты аналогичного класса (Су-35, Су-37) снаряжают боекомплект в 150 патронов. Вес такой боеукладки - около 125 кг. Стартовая масса ракет средней дальности - 175 кг (для РВВ-АЕ), большой дальности (прошу это запомнить отдельно) - 600 кг (для Р-37). Как это повлияет на его летные характеристики?
"Никак!" - радостно воскликнет "патриот", - "у нас же самые мощные двигатели!".
Проблема в том, что либо рекордная тяга двигателей и кульбиты в воздухе на радиальных соплах, либо малозаметность. Для совмещения этого нужны долгие годы работы, а главное, необходимая инфраструктура, чего в России явно не достает. Но тем, кто верит, что Россия поднимается с колен, этого не понять, и я разубеждать их не буду. Еще привлекут за оскорбление чувств верующих.
ПАК ФА: РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ СМЕРТИ ГЕРОЙСКОЙ. Часть вторая
СОШЕСТВИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ.
Другой предмет для гордости за чудо отечественной авиации - небывалая малозаметность Т-50.
Действительно, его форма красноречиво свидетельствует о том, что конструкторы старательно избегали взаимного расположения деталей под прямым углом - чтобы избежать эффекта "уголкового отражателя", убрали лишние выступающие детали, вроде воздушного тормоза (торможение достигается дифференциальным отклонением элеронов и килей), но... как водится, "забыли про овраги".
Вроде бы новейшее радиопоглощающее покрытие убережет от обнаружения и поражения на дальних расстояниях, а отклоняемый вектор тяги свидетельствует о неоспоримых преимуществах в ближнем воздушном бою и на небольших дистанциях, но проблема в том, что ракеты небольшой дальности чаще всего оснащаются ПАССИВНОЙ ТЕПЛОВОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ. А вот с заметностью в инфракрасном спектре у Т-50 все очень плохо. Вернее, очень хорошо.
Для начала посмотрим на его заднюю часть, а главное, на двигательную установку. Темные, закопченные двигатели размещены точно так же, как на его предшественниках семейства Су-27 и оснащены обыкновенными радиальными соплами с ОВТ (илл.1) Казалось бы, мощный "хвост" между и то, что они немного "утоплены" в корпус, должно экранировать их с некоторых ракурсов от попадание в поле зрение головки самонаведения ИК-ракеты. Но если посмотреть на вид Т-50 сзади, становится видно, что ни реактивная струя двигателя, ни само радиальное сопло никак не экранированы и обозреваются практически с любой точки задней полусферы.
Теперь посмотрите на хвостовую зону F-22. Плоские сопла, с куда более значительно уменьшенной "светящейся" площадью (За это приходится расплачиваться 15-20% тяги), "утоплены" в корпус гораздо глубже. Размер "хвостика" между соплами прекрасно соответствует габариту сопла. Сбоку сопло экранировано мощными пилонами на хвостовом оперении. Я уже молчу о двухбалочной схеме у F-35, надежно прикрывающей сопло с некоторых ракурсов бокового обзора.
А вот площадь передних воздухозаборников у Т-50 превосходит, как мы видим из фотографий, таковую и у Су-27, и у F-22. Излишне упоминать, что через нее без принятия дополнительных мер идеально просматриваются раскаленные лопатки турбокомпрессора. Но как и плоское сопло, S-образный воздуховод снижает эффективность воздухозаборника. А у нас "все для фронта, для победы".
И, наконец, взглянем на реальные фотографии различных самолетов в инфракрасном диапазоне, представленные на иллюстрации 3.
Сверху расположен F-22 в бесфорсажном и форсажном режиме (а мы помним, что один из важнейших признаков истребителя 5го поколения - сверхзвуковая скорость без форсажа). Ниже - российские Су-27 и МиГ-29.
На форсажном режиме они представляют собой ПЫЛАЮЩИЕ ФАКЕЛЫ.
И тут я вынужден огорчить господ патриотов: двигатель у ПАК ФА конструктивно очень близок к двигателям, стоящим на Су-27 - это АЛ-41Ф1, основанный на двигателе АЛ-31Ф, предназначенном для модификаций Су-27.
Несмотря на заявления производителей о том, что он содержит "более 80% новых деталей", мы можем констатировать следующие факты:
увеличение диаметра компрессора повлечет за собой рост тепловой заметности самолета во фронтальной проекции. Производитель честно признается, что именно за счет этого получен прирост мощности;
Двигатели современных американских самолетов "5го поколения" по тяговым характеристикам ПРЕВОСХОДЯТ АЛ-41Ф1.
Его тяга на бесфорсажном режиме равна 8 800 кгс,
Тяга двигателя Pratt & Whitney F119 (F-22) без форсажа - 10 500 кгс,
Тяга двигателя Pratt & Whitney F135 (F-35) без форсажа - 12 700 кгс,
"Легендарные" российские двигатели "проседают" перед американскими по тяге и рассеивают огромную мощность в окружающее пространство в виде тепла. А первые серийные ПАК ФА обещают оснащать именно ими...
А что же с двигателями "второй очереди" - "Тип 30"? Все просто. Их не существует. Разработка демонстратора начнется в 2014 году. (http://lenta.ru/news/2013/12/16/engine/) Но события на Олимпиаде в Сочи могут спровоцировать обвал рубля и экономический крах Российской Федерации, что поставит крест на всем проекте в целом, но это уже из области экономики, а не авиационной техники...
ПАК ФА: РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ СМЕРТИ ГЕРОЙСКОЙ. Часть третья
КРАДУЩИЙСЯ СЛОН, ОСТУПИВШИЙСЯ ДРАКОН.
Уникальная БРЛС ПАК ФА - это главный козырь в различных спорах непричастных лиц о его боевой пригодности или непригодности.
Итак, посмотрим на параметры предшественника РЛС переднего обзора Т-50 под названием Н035 "Ирбис". Они приведены в открытых источниках.
Диапазон частот: X (8—12 ГГц)
Диаметр ФАР: 900 мм
Цели:
Обнаружение и сопровождение 4 наземные + 30 воздушных
Одновременный обстрел: 8
Дальность обнаружения целей:
с ЭПР 3 м² до 400 км
с ЭПР 1 м² до 300 км
с ЭПР 0,5 м² до 240 км
с ЭПР 0,1м² до 165 км
с ЭПР 0,01м² до 90 км
Углы обзора: 240° (±120°)
Мощность: 5000 Вт
Что же, параметры действительно неплохие. И рассеиваемая мощность ниже, чем у AN/APG-77, стоящей на F-22, и одновременный обстрел 8 целей - что тут скажешь, это немало.
Но когда очередной "патриот" кричит про то, что "эта БРЛС способна обнаружить "Рэптор" на 400 километрах", то мы понимаем, что он слегка кривит душой: на расстоянии 400 км наш "Путинский Сокол" обнаружит только цель с ЭПР (Эффективной площадью рассеивания) 3 м². Что это? Транспортник. Будем повторять подвиг Александра Маринеско, утопившего "Вильгельма Густлоффа" с тысячами безоружных людей.
Для справки - ЭПР F-22 - от 0,3 м² до ~0,0001 м². Если сравнивать это с параметрами Н035, которые приводят в качестве аргумента, то дальность обнаружения подобного самолета будет не более 200 км. А в самом худшем случае - едва достигнет 80 км - предельной дальности пуска ракеты РВВ-АЕ без модернизаций.
В любом случае, возникает вопрос - даже если мы обнаружили цель на расстоянии 400 км, то ЧЕМ ЕЕ ПОРАЗИТЬ?
Самая "дальнобойная" воздушная ракета в мире - советская Р-37 имеет дальность 280 км (по другим источникам - 300, проводились испытания на поражение воздушной цели на расстоянии свыше 300 км), массу 600 кг и длину около четырех с половиной метров.
По данным наблюдателей, длина каждого из двух бомболюков ПАК ФА примерно равна пяти метрам, следовательно, Р-37 туда вполне влезет.
...чего не скажешь о другой ракете, КС-172, поражающей цели на расстоянии 400 км. Ее длина 7,4 метра. Бомбоотсеки на Т-50 раздельные, для применения ракеты придется либо менять конструкцию, либо использовать с внешних пилонов, что точно увеличит ЭПР.
Также, время подлета ракеты КС-172 на максимальную дальность - около пяти минут. Глупо верить в то, что за это время сколько-нибудь продвинутый боевой самолет не успеет ее засечь и сделать маневр уклонения или запустить ложную цель либо противоракету. А время работы головки самонаведения у КС-172 - примерно 1 минута. Военные аналитики отмечают, что за 4 минуты полета по инерциальному наведению цель давно уже успеет уйти с курса поражения.
Решат ли эти проблемы на РВВ-БД, разрабатываемой на базе Р-37?..
Итак, "Супер-БРЛС" с существующими на данный момент ракетами НЕ РАСКРОЕТ свой потенциал. Для разработки новых ракет требуются деньги и технологическая база. А в России денег нет даже на пенсии старикам.
Но также, всем известно, что дециметровые РЛС обнаруживают любой самолет-"стелс" вне зависимости от страны происхождения. И вот, не надеясь на А-50 с могучей "тарелкой" над корпусом, российские конструкторы нашли "гениальное" решение: установить в самолет-истребитель... СОБСТВЕННУЮ ДЕЦИМЕТРОВУЮ РЛС - Н036-L-01.
К чему же это приведет? Да к тому, что Т-50 станет первым в мире истребителем, который можно будет сбить американской противорадиолокационной ракетой HARM. Только и надежды, что на сверхманевренность останется.
А мощная сантиметровая РЛС X-диапазона, "бьющая" на 400 километров станет ничем иным, как системой раннего предупреждения противника о подлете Т-50.
Именно поэтому с F-22 в погоне за удешевлением сверхдорогого самолета сняли все РЛС, кроме РЛС переднего обзора. Для запуска ракет "воздух-воздух" - хватает, а цель укажут спутник и АВАКС.
НЕЛЕГКО В БОЮ.
Подводя итоги, мы можем еще раз повторить, что самая большая опасность, которая подстерегает Т-50 - невыход на заявленные параметры. Без установки плоского сопла он будет идеальной мишенью для ИК-ракет, выпущенных даже из ПЗРК, а с установленным плоским соплом и без того не очень тяговитый по нынешним временам двигатель сбросит его скорость с полной загрузкой на уровень одномоторного палубного F-35 и ниже. Мощнейшая БРЛС с антенной дециметрового диапазона станет настоящим сладким сном для пассивных систем радиолокационного обнаружения, и ракеты противника полетят "из ниоткуда", на пассивном наведении, руководствуясь только импульсом собственной РЛС ПАК ФА (и несомненно, его солидной тепловой заметностью).
В этот момент уместно напомнить, что на убитом Путиным МиГ-1.44 оба радиальных сопла ОВТ были прекрасно экранированы в сагиттальной проекции развитым хвостовым оперением.
Одновременная атака 8 целей - это прекрасно, но как один член экипажа способен вовремя ее обеспечить, да еще и в вираже на перегрузке 10g - в самой отчаянной ситуации героического неравного боя?
На мой взгляд, и американские, и российские, и китайские конструкторы впадают в одну и ту же ошибку: они делают свои новейшие истребители одноместными, что затрудняет как обучение полетам на подобной машине, так и использование такого самолета в качестве истребителя-бомбардировщика.
Но если за американскими самолетами стоит АВАКС (номенклатура самолетов ДРЛО США внушительна - от относительно "скромного" палубного "Хокай" до могучего "Сентри" и немалого количества беспилотников, многие из которых секретны), русский самолет старается быть "сами с усами" - сам обнаружил цель, сам поразил.
На всякий случай, с двумя разными типами БРЛС, с прекрасными возможностями для взлета с палубы (несмотря на то, что авианосцев у РФ нет, нельзя не заметить минимальные дистанции разбега и пробега у Т-50, они действительно впечатляют) - хорошо бы было позаботиться о втором пилоте.
Однако, отношение создателей самолета к пилоту видно из небольшой конструктивной мелочи: на Т-50 прекрасная, удобная, широкая кабина. Фонарь слегка "наклонен" вперед для увеличения обзора, но ПРЯМО НА УРОВНЕ ГЛАЗ ПИЛОТА расположен переплет.
В случае, если ожидания конструкторов и заказчиков (а так же, миллионов сетевых хомячков) оправдаются, и ПАК ФА блестяще покажет себя в реальном бою, против него развернется вся мощь вражеской военной машины. В отличие от российской армии, где воздушные удары вызывают по мобильному телефону из-за тотального отказа систем связи (как было в Южной Осетии), в армии цивилизованных стран различные боевые единицы взаимодействуют друг с другом, как звенья одного механизма смерти, и Т-50 придется столкнуться, например, с ордой бесчеловечных дронов, не совершающих ошибок и превосходящих в количестве. За полетами каждой выпущенной единицы будут наблюдать со спутников - и уничтожать в самые неожиданные моменты.
Взаимоисключающие технические характеристики Т-50, его "фонящая" малозаметность и акробатический пилотаж на устаревших двигателях, безусловно, вызовут некое недоверие у любого, кто пытается разобраться в современной военной технике и знает что-то о реальной ситуации в Российской Армии.
Но так как планируемый к обширному экспорту ПАК ФА, скорее, не реальный боевой самолет, а игрушка бананового диктатора, ему не обязательно быть логичным и продуманным.
Ему достаточно быть ВПЕЧАТЛЯЮЩИМ.
ПАК ФА. РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ СМЕРТИ ГЕРОЙСКОЙ. Часть Четвертая. Разбор полетов
.
(Предыдущие части:
https://vk.com/wall-37028728_223975
https://vk.com/wall-37028728_223976
https://vk.com/wall-37028728_223979)
Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим. Козьма Прутков.
Итак, за год, прошедший со времени написания обзора "ПАК ФА: РОЖДЕННЫЙ ДЛЯ СМЕРТИ ГЕРОЙСКОЙ", произошло множество событий. Я успел обнаружить в оригинальном тексте несколько фактических ошибок, а один из прототипов уже успел полыхнуть прямо на взлетной полосе.
Индусы успели сильно конфликтануть с ОКБ Сухого, но, вроде как, противоречия урегулировали. Двухместная версия Т-50 будет основой для HAL FGFA - если успеют доделать в условиях финансовой катастрофы, которую я предсказал еще в первой части статьи, хотя войну с Украиной и санкции я предвидеть не мог никак. Финансовая катастрофа состоялась.
Мир изменился. Но фанаты "Летающей Лопаты" - ничуть. Данила Башкиров, это посвящается тебе. В данном обзоре я несколько отступлю от норм публицистического стиля, потому как общение с фанатами российских вооружений напоминает попытки разговаривать со школьниками под "спайсом".
Итак, сперва - "повторение пройденного". Былинно воспламенившийся "Новый двигатель" имеет красивое наименование "Изделие 117" (не путать с "Изделием №2"!), но мы будем называть его более привычно: АЛ-41Ф1. Звучит уже не так грозно, правда? А разгадка одна: основан он на двигателях АЛ-31Ф, стоящем на флагмане ВВС третьего мира Су-27 и его вариациях, и АЛ-41Ф, созданном для... правильно, МиГ-1.44, который угробил господин Поросян, извините, Погосян. Разработка АЛ-41Ф была начата, внимание... в 1982 году. Я боюсь, что тогда родители многих нынешних фанатиков ПАК НИКАК еще получали первый интимный опыт.
Из "80% новых элементов" внимания стоит только плазменная система зажигания, которая позволит запустить двигатель на высоте, если на виражах самолетик "Пьятого По-ко-коления" словит помпаж и боковой суфлирующий воздухозаборник (Надо объяснять, что такое? Или фанаты КВОХ-ПОКа даже не знали, что на Надежде Рузкой Авиации такое есть?) не поможет.
"Новый" компрессор - это замечательно, но если "новизна" его заключается исключительно в увеличении диаметра, то это не называется "разрабатывать новый двигатель". Это называется "разрабатывать у начальства зад". Если Вы от долгой борьбы с пиндосами в сети разжирели, и вдеваете новую резинку в треники, то это не новые треники. Это ваши старые, с растянутыми коленками треники, но с новой резинкой. А если из старой резинки сделать рогатку и кинуть в автора этой заметки камешек - то это уже целая система управления вооружением.
Тяга АЛ-31Ф - 7670 кгс, форсажная 12500 кгс
Тяга АЛ-41Ф1 - 8800 кгс, форсажная 15000 кгс
Итого прирост тяги где-то 14%, форсажной 20%.
Ну как бы лучше описать величину победы? 80% новых деталей... Стоимость разработки 3 млрд рублей... Дать пососать пиндосам - бесценно. Для всего остального есть бюджет Минобороны РФ.
Для сравнения - бесфорсажная тяга двигателя F-22, который "не летает" - 10 200 кгс
Двигателя F-35 - 12 500 кгс
На сем, полагаю, разговор об инновациях в двигателестроении закончить. Если бы не одно "но".
Вышеупоминавшийся Данила Башкиров , перед тем, как отправить скромного автора сего обзора в баню на год - чтобы разумением своим не смущал - с апломбом заявил, что "НИКАКОГО ПЛОСКАГА САПЛА НА ДВИГАТЕЛЯХ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ ТИП 30 НИ БУДИТ"!!11
Ну во-первых, мои соболезнования, если пациент прав, потому что с точки зрения тепловой малозаметности хвостовая часть ПАК НИКАК представляет собой то ли продукт подрывной деятельности, то ли творение старичка-боровичка, который еще пушку НС-37 помнит, а вот про тепловые головки самонаведения забыл.
Сопла этого авиационного безобразия весело торчат из фюзеляжа самолета примерно на метр или больше, не экранированные НИЧЕМ. Если что, у меня схема есть с масштабной линейкой. Вот она, синенькая белеется, откройте, да посмотрите.
Там еще схема воздухозаборников имеется, кстати. Можно ли считать его "S-образным и малозаметным" - решайте сами. По сравнению с бездуховным пиндосским F-22 - нет (картиночка вторая, для тех, кто в танке - откроются створочки управления потоком воздуха, вот они там, с углами поворота изображены, перед розовым двигателем - и все, пиши пропало. Лопатки прекрасно обозреваются).
Далее, двигатели существующих прототипов ФАП КАЛЛа - абсолютно черные и закопченные. Я не знаю, что это - закалка металла или просто копоть, но факт остается фактом. Теплоты там выделяется немерено. Смотрим картинку третью. Там вот ПАК ФА, F-22 и Су-34, вид "с брюха". У всех трех машин - потемнение в районе двигателей, это естественно. Но у ПАК ФА они не экранированы ну вообще ничем.
А вот на этом видео: http://www.youtube.com/watch?v=PLzD1SCk__g
видны, например, все особенности теплоотдачи современных боевых самолетов. F-22 там есть. Смотрите, как "горит" пространство между его двигателями, несмотря на все меры снижения заметности. Вы думаете, у Погосянова поделия будет лучше?
Но все ж таки, у летунов есть надежда - в сети валяется чертеж-схема плоского сопла ПАК ФА. Следующие картинки - это она.
А вот пилотаж оставим "На сладкое" - в следующий раз.
Спокойной ночи, дорогие детки, слушайтесь маму, не смотрите слишком много канал "звИзда" и не пилите бюджетное бабло.
С вами были технический обозреватель SHTO Наиль Керимов и рубрика #SHTO_tech.
https://vk.com/wall-78530492_9899
|